читать дальше 1. Если герла не идет к Магомету, то Магомет идет к герле.
2. Вера - это ожидание истины.
3. Не верящий да не обманется!
4. Высказывание прекрасных и великих идей не уничтожит дурной запах изо рта. Для тех, кто имеет обоняние.
5. У председателя колхоза не было никаких комплексов. Кроме свиноводческого.
6. Социальная закономерзость.
7. Коммунизменные инстинкты народа…
8. Все религиозные книги мира не содержат больше мудрости, чем обыкновенный учебник истории.
9. Осень. Лето повесилось на ртутном столбике.
10. Публичное покаяние нарушает целостность греха, как нож вскрывает консервную банку. В итоге мы видим лишь протухшее нутро опоздавшей добродетели. Это - не пища богов и даже не услада человеческой совести. Это - безвкусное пойло обывательского сентиментализма. Не покаяние, а практическое самосовершенствование, не метафизическая "вина", а осознание ответственности за свои поступки…
11. Смерть, в конечном счете, служит добру: не умирай человек, его смертные грехи оказались бы бессмертными.
12. Жизнь - это школа со своеобразным расписанием: главные уроки в ней даются во время перемен.
13. Для переплета своих идей используй свою собственную шкуру!
14. Вегетарианцы! Перестаньте терроризировать растительный мир!
15. Самые нескромные амбиции - не претендовать на большее.
16. Задние уста человека тоже выражают его самые заветные мысли. Особенно во время запора.
17. От мук духовного голода чаще всего страдает желудок.
18. В истории с чечевичной похлёбкой меня более возмущает то, что продавший своё первородство так и не воспользовался правом на сдачу.
19. Даже если плюнешь на мир с высоты Эйфелевой башни, все равно попадёшь в себя.
20. Адвокаты! Самое полное алиби даёт только смерть!
21. Не спешите вслед за носом повесить и всё остальное.
22. Я до того восхищён Вами, что даже мои задние уста говорят Вам комплименты.
23. Самая длинная цепь лишь укорачивает свободу.
24. Не человекохульствуй!
25. НЕ ТАЩИШЬСЯ, - НЕ ПРИКАЛЫВАЙСЯ!
26. Критику начинайте с комплиментов. Так отчётливее будут видны недостатки.
27. Есть сорт атеистов, боги которых ещё не родились.
28. Я давно хочу сочинить афоризм про свою любовь. Не получается. Мешают грамматические правила. Особенно необходимость ставить точку.
29. Не рой яму другому. Можешь вырыть для него клад.
30. Занимаясь самокопанием всю жизнь, вы рискуете превратиться в сырую породу.
31. Если бы после взятия Бастилии парижане танцевали рок-н-ролл, жерминальский террор стал бы невозможен.
32. Странно представить, что русский бог не матерится. Да русский ли он?
33. Не плюй в колодец. Пригодится в нем утопиться.
34. Строя иллюзии, оставайтесь реалистами хотя бы на счет их строительного материала.
35. Источник истины с помощью виноградной лозы не отыщешь!
36. Я - молодой, красивый, талантливый. Парадокс в этом виден только мне.
37. Я прожил уже четверть века и еще никого не убил: комплекс Каина.
38. Не презирайте графомана: летающая свинья более достойна уважения, чем орел, разучившийся летать.
39. Перед смертью все равны. Самоубийцы требуют фору.
40. Плох рядовой, который не хочет стать маргиналом.
41. Зверь, который таился в нем, и тот оказался ручным.
42. "Не будите во мне льва!" - сказал кролик. Разбудили. Пришлось-таки ему прыгать с тумбы на тумбу.
43. Прямой путь к смерти может состоять из одних крутых поворотов.
44. Не требуйте от меня большего, чем я могу вам сдать.
45. Прежде, чем подрезать у него крылья, выясни, умеет ли он летать.
46. Постоянное самокопание лишь обнажает вашу пустоту.
47. Не спешите пенять на несчастную судьбу: а может быть, это только первоначальное накопление вашего счастья?
48. Хвала старику Ною, устроившему первый в мире зоопарк и обошедшемуся без клеток!
49. Неужели только глисты способны познать человека изнутри?
50. Если ты заблудился в себе, то это еще не значит, что ты в себя углубился.
51. Прислушайся к себе, и ты услышишь, как растёт трава.
52. Он любит её. Она любит другого. В нём. Треугольник с двумя углами. Тоже трагедия.
53. Дело не в том, что занавес уже опущен, а в том, по какую сторону вы от него находитесь.
54. Интересно, как бы относились верующие к Иисусу, окажись он атеистом?
55. Не унижайтесь передо мной. Этим вы унижаете меня.
56. Уколы? Да ну их в задницу!
57. Вы стали импотентом? Не печальтесь: возможно, в будущем это сохранит кому-нибудь жизнь. Или вашу.
58. В бурном омуте ангелы водятся?
59. Пригласив меня на трах,
ожидай моральный крах!
60. Мало того, чтобы Аннушка пролила масло на трамвайные пути. Надо ещё, чтобы и трамвай подошел вовремя.
61. Когда встанешь прямо под солнцем, свою тень ты отбросишь на себя самого.
62. Мир оказывается тесен, когда не умещается в нас.
63. Ты - моё Солнце. Не обижайся, когда отвернусь от твоего света, чтобы лучше рассмотреть себя, тобою освещённого.
64. Решившись на самоубийство, определитесь, какой именно жизни вы собираетесь себя лишить и в пользу кого.
65. Человечество больно гемофилией: когда льются потоки крови, она не свёртывается.
66. Как кровав ХХ век! Похоже, у человечества брали анализ крови. Диагноз: СПИД.
67. Никогда не играй сам с собой в поддавки. Обязательно проиграешь. Другому.
68. Большое видится на расстоянии? Выстрела критической мыслью!
69. Моя смерть - моё оправдание: поживи подольше, я, возможно, стал бы лучше.
70. Чтобы признаться в собственном несовершенстве, не обязательно увидеть в себе полного идиота.
71. На проклятые вопросы не ищи проклятых ответов.
72. Читатель! Ты решил использовать листа моей книги для подтирки? Благодарю тебя: ты избавляешь меня от комплекса непрактичности.
73. Не глумитесь над могилами ваших врагов: этим вы их оживляете.
74. Вера в бога - превращённая форма человеческой самоуверенности.
75. Не редуцируйте causa suicidus до causa sui!
76. Не всякий самоубийца убивает в себе человека.
77. Никого не обвиняйте в любовной измене. Любви не изменяют. Изменяется человек.
78. Даже звёзды смотрят на эту грязь. Не пристало и нам от нее отворачиваться.
79. Веруй без последствий для своих богов.
80. У человечества лишь те боги, которые оно в состоянии прокормить.
81. Храни, господи, себя от своей паствы.
82. Не вступай в брак, пока не обретёшь себя. Иначе окажется, что тебя приняли за другого.
83. Чтобы тебя полюбили, недостаточно быть совершенным. Нужно ещё, чтобы тот человек, от которого ты добиваешься любви, в совершенстве нуждался.
84. НЕ ТАЩИШЬСЯ, - НЕ ПРИКАЛЫВАЙСЯ!
85. Счастье - это когда не нужно говорить, что это такое.
86. На друзей не обижаются. Их понимают или пытаются понять.
87. Чистый холст - бессознательное картины.
88. Не плюй в лицо своего врага против ветра современной эпохи.
89. Смерть всегда говорит только правду.
90. Уходя от ответа, ещё ближе приходишь к вопросу.
91. Никто не обязан читать мою книгу. Но кто-то должен же был её написать!
92. Нет ничего более антихристианского, чем действительная история христианства.
93. Не падайте духом ниже своего достоинства.
94. "Как живёшь?"
"Дорзово!"
95. Самоубийца ошибается только один раз.
96. Весь секрет детских сказок в том, что они сочинены взрослыми людьми.
97. ХХ век явил миру новый тип детских сказок. Если раньше детская сказка поучала и пугала, то теперь она веселила ребёнка и учила его только одному: живой спонтанности (Янссон, Линдгрен, Хармс…). То, чем раньше ребёнка стращали, стало забавным и смешным: привидения в книжках про Карлсона и Мумми-Тролля. В этих сказках произошло столкновение двух педагогик: фрекен Бок, и Карлсона, Хемулихи и Короля, окончившееся крахом педагогики наказания.
Бог умер в прошлом веке. В ХХ веке умирает богоматерь. Человек наконец избавился от приёмных родителей, "осиротел". Человеческий ребёнок, оставленный без присмотра, раскрепощается. Мир взрослых перестает господствовать над миром детей. Последний становится предметом искусства уже как мир человеческого ребенка, без ангелочков, без христианского сю-сю. Более того, можно сказать, что уже мир ребёнка, мир живой спонтанности, искренности и непосредственности стал господствовать над ним. Поэтому можно сказать, дополнив Ортегу-и-Гассета, что ХХ век двигался от "восстания масс" - к "восстанию детей".
98. Фрейдительство.
99. Постпанк - это когда умные люди строят из себя дураков.
100. Панк рождается именно тогда, когда в обществе уже не существует в массовых масштабах вынужденного люмпенства, когда социальное дно локализовано, и грязь перестала быть навязанной человеку по социальным причинам, когда она превратилась в предмет спонтанного выбора человека. И выбор грязи в обществе потребления прозвучал как вызов технократической рафинированности, как тоска по искренности и человеческой простоте. Панк - это не продуцирование грязи, а её эстетизация, попытка преодолеть её, превратив в предмет искусства.
101. Суть богемы - в компенсации утраченного творчества посредством его театрализации.
102. НЕ ТАЩИШЬСЯ? - НЕ ПРИКАЛЫВАЙСЯ!
103. Искусство утешения - это искусство говорить страдающему то, что он хочет слышать, что он уже давно сказал сам себе. Но он не доверяет своей субъективности. Ему необходимо подтверждение извне. Вот почему утешение человека - это всегда его самоутешение посредством другого.
104. Одиночество - это заточение в себя.
105. Большие чувства всегда конкретны. Как истина.
106. Трагедия не в том, что тебя не любят, а в том, что ты влюбляешься в тех, кто не способен тебя полюбить.
107. Вина не хватает только тем, кого не ждут.
108. Боится выглядеть ребёнком только тот, кто действительно ещё ребёнок.
109. Очень легко говорить "я не продамся" тому, кого не покупают.
110. Голос совести белль канто не научишь!
111. Острота моего ума упирается в мягкость моего характера так же, как копьё Дон Кихота упёрлось бы в брюхо Санчо Пансы.
112. Пример смысловой инверсии слова в зависимости от социального окружения: в обществе людоедов антропология становится отраслью гастрономии. И наоборот.
113. Верёвка самоубийцы чаще всего начинает плестись из его пуповины.
114. Ранняя зрелость - раннее одиночество. Скучно и с теми, кто моложе, и с теми, кто старше тебя. С первыми, - потому что они ещё не повзрослели, со вторыми, - потому что они уже постарели. Те и другие тебя не понимают. И не любят.
115. Даже если стал тряпкой, всё равно рискуешь превратиться в чьё-нибудь знамя. Если ты соткан из подходящей материи.
116. Не требуйте от афоризмов доказательств: это будет уже другой жанр.
117. Самые сладкие яблоки валяются в грязи.
118. Никогда не ставьте на себе крест. Ещё подумают, что вы претендуете на Голгофу.
119. Друзья пытают и убивают более утончённо, чем враги.
120. Друзей приходиться искать. Враги появляются сами.
121. Прежде, чем убить своё Я, обозначь его границы.
122. Глубок человеческий ум. Но счастье зарыто глубже.
123. Не потому ли для человека чужая душа - потёмки, что она находится в тени его собственной?
124. Влюблённые придумывают себе друг друга, любящие - познают.
125. Тот, кто умеет летать, и бегство способен превратить в разбег.
126. У некоторых людей их жизненный стержень совпадает с их позвоночником.
127. Умершего от голода тактичнее всего поминать диетой.
128. БДИ ТОЖДЕСТВО С САМИМ СОБОЙ!
129. Круг общения может быть и спасательным кругом, и ошейником, и нимбом.
130. Не превращайте Библию в шпаргалку на жизненном экзамене!
131. Пипл! Давайте не будем строить иллюзии: как бы ни был длинен наш хаер, под ним все равно скрывается лысина.
132. Что вы выбираете: дерьмо, пахнущее цветами, или цветы, пахнущие дерьмом? Если первое, то вы - богема. Если второе - андеграунд.
133. Умирать не страшно. Страшно кончать жить.
134. Если уж сходить с ума, то как с пьедестала!
135. Длинные волосы должны более всего возмущать парикмахеров, работающих при гильотине.
136. Когда вам говорят, что вы - гений, требуйте доказательств только от самих себя.
137. Из попыток начать жить может сложиться судьба.
138. Тот, кто слушает дорзов, не вылазит из крейзов!
139. Неужели ваше счастье столь ничтожно, что умещается на кончике иглы?
140. Не каждый человек живёт собственной судьбой, но каждый умирает своей собственной смертью.
141. Друзья, от которых ты зависишь - твои враги.
142. В вечность на колёсах не въедешь.
143. В свой собственный висок невозможно прицелиться. Вероятно, поэтому многие промахиваются и попадают в других.
144. Учитесь жить только у живых.
145. Женщина - это вопрос, поставленный ребром. Адама.
146. Любовь - это прежде всего желание и способность понимать.
147. Любить жизнь - это значит не разменивать ее по мелочам.
148. С миру по нитке - висельнику верёвка.
149. Кто не рискует, тот не пьёт цикуту.
150. Если вам трудно жить, то не думайте, что умирать - легче.
151. Из зарытых в землю талантов вырастают сорняки комплексов.
152. Быть собой - это значит давать знать другим, кто они такие, но так, чтобы они не замечали, как это происходит.
153. Отчаянье - это могила в сердце человека, заваленная трупами несбывшихся надежд.
154. Самый страшный суд для человека - тот, на котором его судят по законам, установленным им самим.
155. Отличайте детскость от инфантильности. Если в первой доминирует спонтанность, то во второй - зависимость. Если первая соответствует зрелости, то вторая - противостоит ей.
156. Самое дорогое, что есть у человека - это опыт. За его приобретение платишь жизнью.
157. Личность самоутверждается среди равных.
158. Существует зависимость между поводом для конфликта с людьми и масштабом конфликтующей личности. Чем мельче повод, - тем ничтожней личность. И наоборот.
159. Национализм подобен судну для каботажного плаванья.
160. Если в женщине нет ничего, кроме женщины, она может понравиться мужчине. Но не человеку.
161. Любовь. Секс. Влюблённость. Они должны существовать слитно, но могут и врозь. В слитном существовании она обнаруживают свою действительность.
162. Только сердце бьётся за жизнь человека до самого конца.
163. За "достоинствами" и "недостатками" человека скрывается субъективная логика поведения. В первом случае - понятная посторонним, во втором - не понятная им.
164. Наши добродетели - продолжения чужих пороков.
165. Упаси боже быть атеистом в то время, когда атеизм войдёт в моду!
166. Люди с одинаковыми недостатками склонны друг друга ненавидеть.
167. Нуждайтесь в людях не большей степени, чем они - в вас.
168. Самоубийство и моральСамоубийство бесчеловечно, но человек порой считает его необходимым при известных обстоятельствах, как это было у Цветаевой, Маяковского, Башлачева. Можно сколько угодно по-христиански милосердно лишать самоубийц небесного рая, но проблему самоубийства этим не решить. Осуждать его при полном бессилии изменить что-либо в жизни отчаявшихся людей — лицемерно. Поэтому за человеком нужно признать право на самоубийство, признать вынужденную необходимость последнего. Например, вынужденную необходимость совершать выбор между бессмысленностью существования и осмысленностью смерти. Но это не означает признания его ценности. Самоубийство, как всякое убийство, обесценивает человеческую жизнь, обесценивает и себя, как итог этой жизни. Таким образом, право человека лишать себя физического и духовного существования есть право совершить то, что не обладает ценностью; это право само по себе лишено ценности. И таковым оно является только тогда, когда оно признаётся вынужденным выбором человека… И наоборот: оно награждается ценностью, переживается как ценность, если отнято у него, осуждено и не может стать результатом его спонтанного выбора. Человек может увидеть в отнятом у него праве на самоубийство ценность хотя бы потому, что нарушение этого запрета может означать протест либо против себя, либо против общества. А ценность протеста порой бывает безусловна. Поэтому самоубийство не отрицаемо моралью. Или: оно ею столь же отрицаемо, сколь и оправдываемо. Мораль не может дать по поводу самоубийства однозначный ответ — и не имеет права, стало быть, его рассматривать. Самоубийство вне морали. Оно имморально. Моральное самоубийство, т.е. оцениваемое с точки зрения морали или совершённое ради неё — пошло.
Но вместе с тем говорить об «исторической необходимости» самоубийства цинично, — если говорить только об этом. Но если к этому еще добавить, что эта необходимость должна быть преодолена, если мы выводим необходимость самоубийства из соответствующего состояния человека и общества, которое должно и можно сменить другим состоянием, исключающим эту необходимость, то мы поднимаемся на более высокую ступень. Мы уже не циничны, ибо возвысились над необходимостью самоубийства, мы — историчны. История цинична лишь в своей статике, но человечна в динамике отрицания своих преходящих состояний. «Исторический цинизм», на который обрушивал свой гнев А. Камю, невозможен при последовательном историзме. Он — оксюморон, деревянное железо.
169. БДИ ТОЖДЕСТВО С САМИМ СОБОЙ!
170. Вас упрекают в самовлюблённости? Ревнуют.
171. Снисходящий до истории обычно в нее не входит.
172. Бежать из сумасшедшего дома бессмысленно: это всё равно, что бежать из одной его палаты в другую.
173. Реплика женщины в очереди за картошкой: "Жить же невозможно! Говорят, терпите, и привыкнете. Так это повешенный висел, висел, и привык. А мы то - живые!"
174. ЖОПА.
175. Не будучи дураком, не завидуй умному.
176. Не имея возможности избавиться от недостатка, человек вынужден относиться к нему как к достоинству.
177. Есть такие события, рассказать о которых способен только немой.
178. Жизни многое простишь уже только потому, что она не мертва.
179. Прежде, чем срывать маску, отличи её от лица.
180. Смерть болеет жизнью.
181. Самоубийца в первую очередь убивает свою мать.
182. Пока пишу, - надеюсь.
183. Сарказм самоубийцы: пока вишу, - надеюсь.
184. Трагикомедия - это комедия, которую ломают вместе с вашим хребтом.
185. Жизнь сама по себе. Смерть сама по себе. Иногда они переплетаются, ставя друг другу зримый предел. Так возникает судьба. Брак между жизнью и смертью называется судьбой.
186. Трагичный парадокс человеческого существования заключается в том, что, борясь за жизнь, человек вынужден бороться с жизнью.
187. Самоубийцы вешаются на шею нашей совести, затянутой во фрак общественной морали.
188. Дороги трудны, но трудны для идущих.
189. Подумать только: мы носим на своих плечах небо, а страдаем из-за каких-то обыденных проблемок!
190. Чтобы доказать свою любовь, не надо проходить сквозь огонь, воду и медные трубы. Достаточно испытания бытом. Выдерживают его только те, кто действительно увлечён не романтикой любви, а любимым человеком.
191. N никогда не покончит жизнь самоубийством, потому что не любит рискованных мероприятий. Самоубийца, считает N, рискует выжить. А со старостью сдохнешь наверняка.
192. "Быть или не быть?" Это не вопрос. Для ХХ века это - ответ.
193. То, что делает невозможным бессмертие человека, проистекает из жизни.
194. Действительно жалок тот, кто жалости не достоин.
195. Психоанализ психики верующего даёт знание о бессознательном его бога.
196. Единственный вывод, который я сделал после прочтения Библии: её автор не имел высшего образования.
197. Иногда попадаешь в такие ситуации, в которых, чтобы не выглядеть идиотом, нужно действительно им быть.
198. Небо - это увеличительное стекло, сквозь которое звёзды смотрят на нас.
199. В целях искоренения самоубийств, порочащих наше общество, ввести за попытку совершения оного смертную казнь!
200. Чтобы хоть чем-то насолить палачу, N перед казнью не вымыл шею.
201. Брак - это совокупность мер по его расторжению.
202. Умирающий завидовал тому, у кого было просто - горе.
203. Жизнь - это приключение, случившееся со смертью.
204. Самоубийство - кража смерти у судьбы.
205. Любить жизнь столь же нелепо, как любить свой собственный нос. Скорее, следует говорить о прощении жизни перед лицом неудач и испытаний.
206. Всякое в жизни бывает. И жизнь бывает тоже.
207. Женщине столько лет, сколько её мужчине.
208. Крест - плохой флюгер.
209. В любви самое трудное - любить не только саму любовь, но и человека, от которого ждешь ответное чувство.
210. Любовь - это вопрос практики общения, а не субъективного мнения о своих чувствах или одностороннего "бытия в любви" (Э. Фромм). Любовь есть процесс и итог взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а не некое статичное и изначальное состояние их обоих или одного из них. Любовь - это то, что нужно делать, то, наличие чего каждый раз нужно доказывать заново. Причём обоим. Поэтому не существует неразделённой любви. Есть неразделённая влюблённость как несостоявшийся первый шаг к любви. Неразделённая влюблённость тихо засыпает в душе человека, или может довольно долго мучить его, но в ней нет подлинного предмета любви - человеческого общения, а есть только поклонение фетишу, голая субъективность, иллюзия. Объективную же основу любви, её истину, даёт только общение. Нахождение оптимальных форм общения, в которых бы раскрывались Я двух человеков - вот главная задача влюблённых. Если они не находят таких форм, значит их любовь - иллюзия, значит, они любят не друг друга, а лишь собственные чувства. Но формы общения могут быть и обусловлены и случайными обстоятельствами. Поэтому никогда не следует спешить и решать однозначно: "Я его (её) не люблю" или "Он (она) меня не любит". Более разумно окончательное решение отложить "на потом". Ваша жизненная ситуация и ситуация вашего партнёра может измениться и, возможно, изменится и ваше отношение друг к другу.
211. Искренность - это честность перед собой.
212. Умирая, - умирай.
213. Долго вынашиваемые мысли часто потом становятся невыносимыми.
214. Кто ищет, тот всегда уйдет.
215. Сон разума атеиста рождает чудовищ. А у верующих он рождает бога.
216. Самая действенная провокация на откровенность - собственная искренность.
217. Избавиться абсолютно от всех недостатков невозможно. Поэтому достаточно их знать и стараться избегать ситуаций, в которых они себя обнаруживают. Вот почему познать себя - значит стать добродетельным.
218. Говоря о ком-то, что он несёт тяжкий крест, уточните, в гору или под гору, для себя или для кого-либо.
219. Цени корабль по парусу,
а паруса - по ярусу.
220. Хочешь жить, - сумей родиться.
221. Механизм сублимации (преобразования психических процессов в социально приемлемые формы) объясняет связь между творчеством и самоубийством. Полнота самовыражения невозможна из-за различных социальных барьеров. Это рождает естественное стремление эти барьеры устранить, что социумом воспринимается как агрессия против другого человека (ведь каждый барьер персонифицирован). "Агрессивность" эта - есть проявление жизни, творчества, есть выражение законного права человека быть самим собой и отказаться от него - всё равно, что отказаться от самого себя. Поэтому она себя неизбежно в чем-то проявляет. Есть прямой путь её выражения - социальная революция и социальное хулиганство (провокация, панк) - путь открытого конфликта с социумом. Он имеет смысл, и этот смысл обладал бы абсолютной ценностью, если бы результаты его всегда соответствовали исходным замыслам революционеров и хулиганов. Но - увы! Они, как правило, противоречат друг другу. Социум вынужден защищаться - и имеет право на это. Он провозглашает табу на социальный конфликт. "Агрессивность" творческого человека, который не в силах преодолеть это табу (оно может преобладать в "Сверх-Я" личности), оказывается перед необходимостью изменить свою цель. Но если целиться не в другого человека, то в кого же ещё? В того, кто всех ближе - в себя самого. Так "садизм" творчества превращается в его "мазохизм". Чистейшая сублимация. Таким ообразом, в основе самоубийства творческой личности может лежать конфликт между отчуждением и творчеством, между внутренней необходимостью быть собой и внешней необходимостью быть иным. …Другое дело, что переживается, выходит наружу этот конфликт глубоко индивидуально.
222. Литературный сюжет ХХ века - это буквально понятая метафора XIX столетия.
223. Говорят, природа создала человека, чтобы исправлять свои ошибки. В том числе, возможно, и ту, которая состояла в создании человека?
224. Панк разговаривает с обывателем на языке его бессознательного.
225. Добившись, наконец, славы, мы понимаем, что вовсе не её мы искали. Нам просто хотелось быть нужным кому-то. В жажде славы отражается человеческое одиночество.
226. Кто жизнь влачит, а кто влачит судьбу -
как драгоценный слиток на горбу.
227. Три буквы из русского алфавита - три кита русской словесности?
228. О, моралисты, не возьму я в толк,
Чем провинился Франсуа пред вами?
Не крал Вийон! А просто - брал он в долг,
И отдавал с процентами - стихами.
229. Андеграунд - это негативная реакция на общество потребления, форма неучастия в нём, современная форма социальной критики, выражающаяся не политически, а в особом образе жизни. Андеграунд - это выход за рамки этических, эстетических и социальных норм и стереотипов общества потребления. Но мотивы этого ухода - разные.
В большинстве своём среда андеграунда состоит из молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, занятых "поисками себя" и не разделяющих жизненные установки своих родителей, как правило, культурно принадлежащих к военному или первому послевоенному поколению. В анедеграунд эту молодёжь толкает конфликт с родителями, не явный, так скрытый, но в той или иной степени оправданный. Но, бунтуя против родительских табу, они подчас отождествляют с ними взрослость как таковую, которая заключается, прежде всего, в высокой степени социализации Социальный жестокий мир они воспринимают как мир взрослых. Нежелание подчинятся его законам, вполне оправданное, в их сознании приобретает форму нежелания взрослеть. Тем самым происходит блокировка их психического и культурного развития на инфантильном уровне, который характеризуется рецептивностью, установкой не на продуктивную деятельность, а на потребление. Поскольку содержание последнего формируется в условиях противостояния массовой культуре, то оно, конечно, отличается более высоким качеством, нежели духовное потребление обывателя. Оно более изысканно, рафинировано, элитарно.
Наши мальчики и девочки закатывают глазки не от Филиппа Киркорова, а от Роберта Фриппа и Брайана Ино. Но суть одинакова: потребление в обоих случаях фигурирует не как момент творчества, не как познание, а как именно самоценное потребление. Неставшие личности, они лишь иллюзорно компенсируют этой рафинированностью отсутствие собственного творчества и реализуют только рецептивную установку. В их среде так же господствует частная сфера жизни, как и в обывательской среде, та же зацикленность на своей собственной персоне. Социальный мир, мир "другого человека" для них остаётся за семью печатями: он им не интересен. Они лишь потребляют культуру, созданную не ими, находя себя и самоутверждаясь лишь в этом потреблении.
Андеграунд, представленный этими людьми - "своё иное" общества потребления, его оборотная сторона, лишь более совершенное продолжение массовой культуры.
Но есть еще и творцы андеграундного нонкомформизма. Суть их этической парадигмы проста: уважение к самим себе, к своей творческой потребности.
230. Наркотики для андеграунда - то же самое, что баррикады для прежних революционеров: средство разрушения старого мира. Если инсургенты прошлого стреляли в своих врагов, то новые стреляют в себя. Если бунт андеграунда мыслится как революция сознания, то полем битвы становится сознание революционера, а её жертвой - или победителем? - сам революционер.
231. Годы странствий так и не вывели меня из себя.
232. Поспорили Джомолунгма и Голгофа, кто из них выше. Джомолунгма говорит: "Я выше, ибо с моей высоты весь мир виден!" А Голгофа в ответ: "Нет, я выше, ибо с моей высоты человек - как на ладони". Слушал их Везувий. "Тьфу", - сплюнул он лавой на Помпею. - "А с моей высоты виден последний день того и другого".
233. Наслушалась Джомолунгма гордых речей Везувия, и давай к нему свататься: "Возьми меня, Везувий, в жёны!" А тот отвечает: "Нет, не возьму, Джомолунгма. Тебя постоянно кто-то покоряет, а Голгофа уже два тысячелетия стоит, так заново и не покорённая!"
234. …И сказал однажды Пик Коммунизма Голгофе: "Не могу понять, чем ты, Голгофа, знатна? На тебе распяли всего несколько человек, а на мне вот уже сколько веков распинается всё человечество!"
235. Самоубийство - оборотная сторона нарциссизма.
236. От одиночества друзья не спасают. От одиночества спасает лишь любимый и любящий человек.
237. Вечности нередко не хватает времени, чтобы обратить внимание на нас.
238. Заслуга С. Нечаева в том, что он имел мужество говорить, писать и делать то, о чём другие только думали. Он явил миру истину политической революции, не страшась проклятия, которое бросит ему человечество. Обществу нужны такие антигерои хотя бы для того, чтобы знать, каким ему не следует быть. Своим существованием они оттеняют те крупицы добра, которые общество в себе содержит. И не всё, стало быть, для человечества потеряно, если оно ужасается содеянным С. Нечаевым и подобными ему.
239. Человека, сросшегося с камнями, висящими у него на шее, приходится спасать вместе с ними.
240. Industrial для нас - то же самое, что романский стиль для романтиков XIX века - объект эстетической манипуляции. Точно так же мы вписываем этот культурный феномен в совершенно новый контекст (отличный от породившего его), тем самым изменяя и смысл их обоих. И точно так же изменение смысла происходит на противоположный. Industrial вместо чего-то над- и сверхчеловеческого превращается в нечто "человеческое, слишком человеческое". Так мёртвое становится живым.
241. Человеческое существование в условиях отчуждения включает в себя разрешение трёх задач: 1/выжить; 2/сохранить; 3/создать. Первое относится к человеку как к биологическому существу. Остальные два - касаются его сущностной, духовно-социальной ипостаси: сохранить и создать культурные ценности. Человек начинается там, где кончается голод.
242. Влюблённость - это удивление.
243. Надежду на любовь дают не слова, не обещания, а продолжение общения.
244. Кто боится психоанализа, тот боится себя.
245. Егор Летов, Яна Дягилева, Александр Непомнящий, Роман Неумоев, и связанное с ними социо-культурное движение (которое не точно называют "панком", поверхностно связывая его больше с западными влияниями, нежели с внутренним развитием отечественной культуры), - есть возвращение к парадигме русского "нигилизма", к Писареву, Чернышевскому, Добролюбову и т.д.. Но в этом возвращении произошло обогащение русской социо-критической традиции экзистенциальной проблематикой и эстетическим опытом рок-культуры. Произошло третье издание русского экзистенциализма (если под первым считать Ф. М. Достоевского, а под вторым - философов и писателей Серебряного века - Розанова, Бердяева и т.д.). Связующим звеном второго и третьего предстаёт мощная фигура М. Бахтина.
246. Свалились разом на древнюю Поднебесную Империю и чума, и наводнение, и вторжение варваров, и неурожай. Люди мрут миллионами. И только один даосский монах кладёт на всё, ловит рыбку, ставит силки на птиц, и песни весёлые поёт. Донесли на него Императору. Удивился тот и велел позвать его под свои светлые очи. "Как же ты можешь, - спрашивает он монаха, - песни весёлые петь, когда кругом одно страдание?" А монах отвечает ему: "Да, мой повелитель, действительно в мире страдания переизбыток. Но как раз поэтому нет смысла увеличивать его своим нытьём".
247. Сидят цивильные муха и комар на сосне, а внизу - лагерь Rainbow и тьма-тьмущая молодых комаров, заедающих волосатую тусовку. Муха говорит комару: "Слушай-ка, чего это вашу молодёжь на такое хильё потянуло? Ведь деревня же рядом. Там трактористы с доярками - во!" А комар отвечает: "Да это наших панков на ништяки пробило!"
248. Если, желая поймать бабочку, ты поймал льва, всё равно твоя охота неудачна.
249. Покупая, знай себе цену.
250. Деньги, слава, женщины к настоящему мужчине приходят сами. Он просто делает своё дело.
251. Христа распинали два раза: первый раз - это евангелическое распятие, то, что описано в Евангелии, распятие его тела. Второй раз - это историческое распятие, распятие его духа, его дела, духа, его учения в социальной практике христианской церкви.
252. В обществе потребления нет "народной культуры". Она трансформировалась в культуру массовую или стала восприниматься как культура этническая. Функцию противостояния официозу взяла на себя так называемая "контркультура" городских маргинальных слоёв - андеграунда - своеобразного "нового народа". Но признаки прежней - народно-карнавальной культуры (например, амбивалентность), в ней сохранились, хотя бы частично. Последняя явилась одним их её источников. В сущности, фольклор в 60-тые годы - в особенности фольклор негров - маргинальной расы - сыграл ту же роль, какую сыграло в истории Ренессанса античное наследие. Возрождение 60-тых стало так же возможным благодаря возвращению к истокам цивилизации, но уже не только европейской, а мировой.
253. Зубную боль по телефону не лечат!
254. Твоя неудача - это не ты. Ты - это всегда удача.
255. Когда классика вырвана из контекста репрессивной эстетики завершённого Канона, тогда она сверкает новыми гранями - подобно тому, что произошло с античным наследием, освобожденным от пут средневековой схоластики.
256. Арлекин - это низвергнутый христианством бог язычества, ставший поначалу карнавальным персонажем, а потом - персонажем детской сказки. Детство является последним прибежищем языческой культуры. В нём сохраняется всё самое ценное, что было в последней: стихийный гуманистический натурализм, непосредственность выражения чувств и мыслей, спонтанность жизнедеятельности. И отсеивается всё исторически скомпрометированное: грубость, дикость, жестокость. Именно детство создаёт прецедент - или, можно сказать, являет собой архетип - творческого отношения к бытию.
257. То, что легко теряется в солнечных лучах, без труда исчезнет и в навозе.
258. Тот, кто хоть раз горел на пожаре, всю жизнь будет вздрагивать при виде зажженной спички.
259. Ничего не бояться: ни людей, ни себя; ни смерти, ни одиночества; ничего. Смотреть прямо в глаза реальности и смеяться ей в лицо, если она пугает. Знать, что именно в этом смехе - то, ради чего стоит жить.
260. Несчастная любовь? Измена друга? Слава богу! Ещё одной иллюзией меньше!
261. БДИ ТОЖДЕСТВО С САМИМ СОБОЙ!
262. Свои ошибки убеждают больше, чем чужие.
263. Говорить банальности всякий раз кстати - это особый талант.
264. Евангелисты в сказаниях о Христе показали судьбу творческой личности в условиях отчуждения. Именно в этом - глубинный экзистенциально-исторический смысл Евангелий и причина их сохраняющейся актуальности.
265. Последовательность в грехе может превратить его в добродетель, а последовательность в добродетели способно превратить её в грех.
266. Искренность всегда свободна.
267. Страдающий из-за своей добродетели не менее несчастен, чем страдающий из-за своих пороков.
268. Зрелость наступает при достижении ясности жизненных целей.
269. Человеческие поступки, взятые не сами по себе, изолированно, а в социально-историческом контексте, тотально амбивалентны. Совершая добро, я, возможно, действую кому-то во зло а, убивая, я, может быть, кому-то сохраняю жизнь. Что тут оценивать однозначно как грех и как добродетель?
270. Любите реальность, какой бы она ни была. Любить реальность, - значит делать реальной самую свою любовь.
271. Напоминание о рабском состоянии вызывает раздражение только у того, кто является рабом по сути своей. Истинно свободный человек услышит в этом напоминании лишь сочувствие и призыв к освобождению.
272. Не тот по-настоящему одинок, кто ни с кем не общается, а тот, с кем никто не хочет общаться.
273. Пьяный друг лучше мёртвых двух.
274. Взрослый - это ребёнок, который знает, когда шалить.
275. Причина причин всех душевных недугов - ситуация экзистенциального отчуждения: человек не имеет возможности заняться собственной персоной, собственными потребностями, либо потому, что у него нет свободного времени, либо потому, что у него нет материальных возможностей для нормального существования, либо потому, что он достаточно инфантилен и не обрел свой предмет. Все попытки решать психолого-экзистенциальные проблемы человека, избегая возможности изменить его фундаментальный образ жизни и фундаментальные смысложизненные установки, сводятся к психологической жвачке типа дианетики. Условия психического здоровья человека складываются именно из этих 3-х условий: свободного времени, наличия материальных средств, возможности и способности универсального общения. Подлинной терапией необходимо признать лишь то, что учит человека и что делает возможным для него пользоваться всем этим.
276. Умирай не чаще, чем рождаешься.
277. Что такое смерть? Просто: ты этого человека больше никогда не встретишь и никогда с ним не поговоришь.
278. Когда кончает жизнь самоубийством англичанин - это политическая интрига.
Когда кончает жизнь самоубийством еврей - это начало анекдота.
Когда кончает жизнь самоубийством немец - это мировая война.
Когда кончает жизнь самоубийством русский - это философская трагедия.
279. Совершить самоубийство - проще простого. Я делал это уже множество раз.